Главная страница |    Контрольные вопросы и задания  для практики «Научно-исследовательская работа»   |   Открыть архив

для студентов 1-2 курсов

очной формы обучения

программа «Публичная история: историческая информатика и медиатехнологии в истории»»

1. Вид практики, способы и формы ее проведения

Тип практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения практики: стационарная.

Практика проводится в следующих формах: а) работа в архиве по сбору исследовательского материала; б) работа с электронными ресурсами и базами данных; в) проектная деятельность; г) самостоятельное выполнение исследовательской работы.

Место практики в структуре ООП магистратуры.

Научно-исследовательская работа по программе «Публичная история: историческая информатика и медиатехнологии в истории» направления «История» выполняется в 1-3 семестрах.

Научно-исследовательская работа (далее: НИР) является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ООП. В научно-исследовательскую работу обучающихся входят следующие ее виды, этапы выполнения и контроля:

-     планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;

-      проведение научно-исследовательской работы;

-     корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

-     составление отчета о проведенном исследовании;

-     подготовка презентации и публичная защита выполненной работы.

Научно-исследовательская работа направлена на подготовку из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров университета путем организации «сквозного» обучения по траектории «магистратура-аспирантура-докторантура».

НИР предполагает как общую программу для всех магистрантов, обучающихся по конкретной образовательной программе, так и индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретного задания. НИР магистрантов проводится на базе кафедры истории  и Центра социально-гуманитарной информатики Института гуманитарных наук.

4. Контрольные вопросы по теме «Советская периодическая печать как исторический источник».

1.    Основные вехи истории советской периодической печати.

2.    Классификация периодики советской эпохи.

3.    Общая характеристика и основные особенности советской периодической печати.

4.    Характеристика печати КПСС.

5.    Печать советских органов власти и управления.

6.    Печать советских профсоюзов.

7.    Комсомольская печать.

8.    Периодика советских общественных организаций.

9.    Советская историческая периодика.

10.Литературно-художественная периодика советской эпохи.

11.Советская молодежная печать.

12.Особенности республиканской и местной печати.

13.Основные черты советской научной периодики.

14.Советские многотиражки.

15.Советская цензура печати: организация и принципы деятельности.

16.Основные направления, приемы и методы источниковедческой работы с периодической печатью.

17.Периодика Калининградской области советского времени.

18.Газета «Калининградская правда» как исторический источ

4. Задания для работы с базой данных по теме «Советская газета «Калининградская правда» как исторический источник».

1.    Охарактеризовать основные разделы газеты и проследить их эволюцию.

2.    Составить периодизацию истории газеты в советскую эпоху.

3.    Подготовить список главных редакторов.

4.    Составить список основных журналистов газеты.

5.    Провести источниковедческий анализ одного из годовых комплектов газеты по следующим темам (по выбору):

5.1.        Деятельность областных партийно-советских органов власти.

5.2.        Деятельность областного профсоюза и комсомола.

5.3.        Армия и флот.

5.4.        Рыбная промышленность.

5.5.        Машиностроение.

5.6.        Судостроение.

5.7.        Сельское хозяйство.

5.8.        Транспорт и связь.

5.9.        Коммунальное хозяйство.

5.10.    Здравоохранение.

5.11.    Народное образование.

5.12.    Среднее специальное образование.

5.13.    Высшая школа.

5.14.    Научно-исследовательские и научно-технические организации.

5.15.    Культура.

5.16.    Физкультура, спорт, туризм.

5.17.    Морские курорты.

5.18.    Чрезвычайные происшествия.

5.19.    Международные связи.

5.20.    Литературный материал.

5.21.    Криминальная и судебная хроника.

5.22.    Исторические сюжеты.

5.23.    Рассказы о людях.

5.24.    Составить справочный аппарат (именной и географический указатели).

5.25.    Провести анализ достоверности информации.